Смерть в разных парадигмах бытия

С точки зрения Религии

Согласно христианскому учению, первые два дня душа относительно свободна. Затем она перейдет в другой мир, но в те первые минуты, часы и дни она сможет посетить места, которые ей дороги на земле, и людей, которые были ей близки.

Когда приходит смерть, человеческая душа не умирает. Покинув мертвое тело, она попадает в совершенно новые обстоятельства, но продолжает вести сознательную жизнь. В то же время «дела наши идут за нами» – то, что мы сделали в нашей земной жизни, будет иметь последствия после смерти.

Христиане истолковывают учение Библии о жизни после смерти как означающее, что люди будут иметь духовное существование после смерти, а не физическое. Они находят в Библии множество причин верить в загробную жизнь:

  • Вечная жизнь – Иисус обещал, что его последователи будут иметь вечную жизнь.
  • Жизнь Иисуса как пример – Бог послал Иисуса на Землю, чтобы люди могли преодолеть смерть и иметь вечную жизнь.
  • Воскресение тела – Святой Павел учит в Библии, что люди будут иметь воскресение тела, подобные телу Иисуса.
  • Бессмертие души – Иисус сказал распятому с ним преступнику, что отправится прямо в рай.

Душа живет без тела и после смерти сохраняет свойства, присущие человеку при земной жизни. Проще говоря, душа человека после смерти не нуждается в пище, воде или сне, но при этом сохраняет свои духовные свойства, особенности темперамента и склонность к определенным грехам или добродетелям: «Состояние душ после смерти сходно с нравственным состоянием каждой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Оно – естественное следствие и естественное продолжение земной жизни» – преподобный Иустин (Попович).

«Итак, умирает христианин. Душа его, очистившаяся в какой-то степени в самом исходе из тела, благодаря только страху смертному, покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле. Если бы смерть изменяла бы коренным образом состояние души, то это было бы насилием над неприкосновенностью человеческой свободы и уничтожило бы то, что мы называем личностью человека» – архиепископ Антоний Женевский.

С точки зрения Науки

Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный конец существования всякого живого существа. Это полное и необратимое прекращение деятельности сознания и органов чувств, уничтожение того, что называется личностью.

После смерти человека не сразу прекращается вся жизнедеятельность организма. В организме умершего некоторое время идут биологические процессы, потому что не все ткани получили сигнал о том, что они больше непригодны. Системы организма постепенно отключаются и перестают работать через определенное время. Клетки волос и ногтей больше не размножаются.

Что происходит с телом человека после смерти:

  • После смерти человека не все клетки умирают. Некоторые из них остаются активными, поэтому люди, скорее всего, видят свет в конце туннеля в случае клинической смерти.
  • Через 12-18 часов на теле умершего появляются трупные пятна.
  • На следующий день после смерти иммунные клетки все еще живы, они борются с токсинами, нежелательными веществами.
  • Через 36 часов сердечные клапаны еще можно использовать для трансплантации.
  • Через 72 часа роговица глаза все еще жива и ее в течение 3 суток можно пересадить.
  • Через 96 часов начинают выделяться газы. Они скапливаются внутри, давят на органы, вследствие чего меняется положение тканей.

С физической точки зрения человеческое сознание – это поток атомов и электронов в мозгу, но, когда тело умирает, мозг больше не может производить эти частицы.

«Смерть – это сумма необратимых состояний, возникающих в отдельных клетках, органах, системах и достигающая такого уровня, когда обратимость жизни становится невозможной» – академик Российской академии наук Геннадий Алексеевич Рябов.

«Для того, чтобы верить в жизнь после смерти, требуется физика за пределами стандартной модели. Самое главное, что в этой «новой физике» нам необходимо взаимодействовать с атомами, которых у нас нет» – профессор физики из Калифорнийского технологического института Шон Кэролл.

С точки зрения Философии

Смерть – это начало философии. Рефлексия первоначально возникает в качестве рефлексии над смертью. Многие философы рефлектировали над смертью, и в этом смысле размышления о смерти являются субстанцией философского знания и в то же время окончательной основой социальной и культурной жизни.

Философское размышление над смертью радикально отличается и от научного, и религиозного. Если наука и религия концептуализирует смерть – использует рационально понятные точки зрения, то философия говорит о непостижимости смерти.

Непостижимость смерти в конечном итоге приводит к возникновению философии, которая определяет духовный путь человека, путь его нравственного поиска, который делает человека личностью. Непонятность смерти не дает человеку успокоиться и принять версию смерти, известную апологетам различных мировоззрений.

Только философия может продуктивно справиться со смертью, поскольку смерть с бытием принадлежит к высшим основам бытия. Именно философия раскрывает фундаментальную непостижимость смерти, которая отличает ее подход от подхода, представленного в теологии и науке. Ничего положительного нельзя сказать о смерти с точки зрения положительного знания. Смерть – это не знание, а философская проблема. В качестве философской проблемы смерть не разрешима.

«Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью» – Платон.

×
Чат
WhatsApp